?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Сбой с электричками - это сбой в путинской системе
pankov_as
У нас чуть где запритык - с мольбой к спасителю, то есть к президенту всея Руси. Уж он-то разрулит, спасёт от проклятых вельмож и кровопийцев бизнесменов. Помните, как он спасал от безработицы город в Ленинградской области, где главным работодателем был Дерипаска? Приказал хозяину и… А что дальше-то было? Спас от сокращения работников? Об этом верные Кремлю СМИ молчат. Потому что рано или поздно законы экономики оказываются сильнее воли даже могущественного правителя, а тем более законов верной ему Госдумы. Зато каким защитником «угнетаемого народа» выглядел тогда Путин! Уж он-то, благодетель, за нас…
Вот и сейчас набросился на несмышлёных министров, которые не смогли разрешить хозяйственный спор между холдингом «РЖД» и областными администрациями. Таким разгневанным нацлидера нация давно не видела. Ну, как же: допустили такое: его электорат не может воспользоваться самым демократичным видом транспорта! Это вам не проблемы тех, кто ест пармезан и покупает «Бентли». Это же – его выборщики лишены привилегий.
Причём тут привилегии, скажете вы? А притом, что стоимость билета не окупает расходов железнодорожников. Так было всегда. А потому, когда затеяли реформу МПС и создали компанию «РЖД», её бизнес разделили на несколько составных частей. Самый прибыльный – грузовые перевозки, тоже выгодный – дальнее пассажирское сообщение и убыточный – пригород. По всем этим видам насоздавали компании. Пригородные – совместно с администрациями субъектов.
Уговорили их, уломали, приказали - теперь уже не столь важно. Важно, что всё равно фактическими хозяевами остались железнодорожники, а право назначать стоимость проезда предоставили местной власти. Губернатор, особенно если он хочет переизбраться, прислушивается к мнению потенциальных избирателей или просто к голосу разума: ну не поедут люди, если плата будет непосильной для этих, как правило, не богатых людей. Губернатор сдерживает цены, а железнодорожники увеличивают расходы: что-то по объективным причинам (все ресурсы дорожают, инфляция), а что-то, может, и волюнтаристски, стремясь поскорее стать прибыльными. Поди проверь эту кухню! А власти уже во всеуслышание жалуются, что расходы пригородных компаний растут непропорционально быстро.
Да, я не сказал ещё об одном бизнесе «РЖД», пожалуй, о главном – предоставление перевозчикам железнодорожного пути. Этот доход напрямую идёт в ОАО «РЖД», а значит руководство компании всегда может доказать, почему растут тарифы. И при всём отчаянном сопротивлении перевозчиков Правительство РФ чаще всего на стороне государственной компании-монополиста, отстёгивающее в федеральный бюджет часть своей прибыли: пусть и немного по современным меркам, но с «бедной овцы» – хоть шерсти клок. А расходы на окупаемость инфраструктуры тоже ложатся на плечи пригородных компаний и, следовательно, на их пассажиров.
В своё время российское правительство обязало областные администрации компенсировать пригородным компаниям убытки. И те, по мере сил и возможностей, пытаются это сделать, заключая с железнодорожниками договоры. Но сил и возможностей всё меньше и меньше. Вот г-н Путин разгневался: что же вы довели до такого! А что, он не знает, как формируется бюджет регионов, которые при таком поборе центра скоро почти все станут убыточными?! И он не знает, что уже несколько лет существуют проблемы с указанными компенсациями и сотни (!) электричек отменены по многим регионам!? Это что же за правитель такой? С пожарной рындой в далёком от Кремля селе он разобрался, а о том, что страдают тысячи россиян, он не знал. Или другой президент Владимир, который Якунин, во время их регулярных встреч не докладывал об этой действительно острой социальной проблеме? Тогда о чём они там перешептываются, когда телекамера выключается?
Приказ авторитарного правителя надо выполнять. Это вам не коалиционное правительство в какой-нибудь занюханной демократической стране, где каждый министр – сам по себе власть и защищает свою сферу. У нас: Он сказал – руки по швам и под козырёк. Но что за этим последует, кто оплатит железнодорожникам компенсацию? У администраций денег нет. У пригородных компаний – тоже. Значит опять полезут в федеральные закрома. Хозяин приказал – деньги найдутся. Но как же с антикризисным планом, где почти вся заначка расписана до рубля? А ведь это не единственная прореха в социальной сфере, хватит ли заплаток на все дыры?
Мне жаль пригородных пассажиров, которые попали под эту финансовую катастрофу. Скорее всего им вернут электрички. За наш общий счёт, из общего котла. В настоящей рыночной экономике тот, кто прогорает, уходит или ищет пути выхода из кризиса. Наши железнодорожники вряд ли станут искать. Они – монополисты. Есть ли у них конкуренты на тех же железнодорожных путях? Нету. Попытались было некоторые предприимчивые люди заняться пригородными перевозками, да затухло это дело. И не только потому, что крайне невыгодно, а потому, что монополисту не нужна конкуренция. Г-н Путин так и не понял своим разведческим умом, что экономику спасает КОНКУРЕНЦИЯ, а не приказы «мудрого» правителя.